Аттестация педагогических работников – важная процедура, позволяющая оценивать профессиональные и личностные компетенции, знания и навыки учителей, воспитателей и иных специалистов в сфере образования.
Ключевая цель аттестации – подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности. Основными задачами процедуры являются:
- Повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- Стимулирование учителей на непрерывное самообразование, повышение уровня квалификации;
- Выявление необходимости получения работниками дополнительного образования;
- Развитие системы наставничества и методической помощи;
- Приведение образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, формирование кадрового резерва педагогической организации;
- Дифференциация размеров заработной платы педагогов с учетом объемов работы и установленной аттестационной комиссией квалификационной категорией.
В соответствии с Порядком проведения аттестации (приказ Министерства просвещения РФ от 24.03.2023 № 196) – далее Порядок, аттестация педагогического работника в целях установления квалификационной категории проводится на основании его личного заявления, направленного в аттестационную комиссию. Учитель вправе принести заявление лично в аттестационную комиссию, направить его Почтой России заказным письмом с уведомлением или воспользоваться Единым порталом Госуслуг.
Заявление на аттестацию педагогический работник направляет в краевую аттестационную комиссию, согласно п. 27 Порядка. Не позднее 60 дней с момента поступления заявления в аттестационную комиссию, с учетом результатов экспертизы профессиональной деятельности педагогического работника, аттестационная комиссия выносит решение об установлении (отказе в установлении) педагогическому работнику квалификационной категории по заявленной им должности.
Автоматизированная система аттестации «Педагог».
Процедура аттестации педагогических работников организована в дистанционном режиме при помощи автоматизированной системы «Педагог» (далее – АСА), размещенной в сети Интернет. Специалистами краевого государственного казенного специализированного учреждения «Центр оценки качества образования» (далее – ЦОКО) обеспечивается функционирование АСА. Утвержденные муниципальными органами управления образованием специалисты (далее – муниципальные координаторы), регистрируют педагогов в АСА для дальнейшей возможности размещения электронных версий аттестационных заявлений педагогов, направляемых непосредственно в аттестационную комиссию. С документами работают эксперты и члены комиссии. По итогам экспертизы, согласно регламенту работы комиссии, проводятся заседания краевой аттестационной комиссии, в ходе которых принимаются решения об аттестации педагогических работников.